Читай: Борис Виан

Одно из самых важных в мире вещей — чтение.

 Я наконец-то побывал на морях. Четыре года я не чувствовал запах моря, и чуть не прослезился, впервые за столько лет разлуки увидев его. После трех дней пребывания под нежностью ласкового солнца, ощущения плавленого песка под ногами, забрел в книжную лаву. Теперь я повысил свой уровень и библиотека осталась позади в прошлом. (Хотя и о ней забывать не стоит).

На полках были бесполезные современники, литература по медицине, для бизнеса, как скопить капитал и книги по экономике. Конечно, мой мозг сразу обратил внимание на это и дал ток ногам, что бы они разворачивались и шли дальше, к пляжу. Но не тут-то было. Зоркие глаза нашли то, что искали первоначально. Классика, классика!

 

Фамилия Виан бросилась в мои ясные глаза и его два романа «Пена дней» и «Осень в Пекине» тут же оказались (после скучной процедуры обмена денег кассиру на книги) у меня в руках. Про Бориса Виана я слышал часто, давно хотел прочесть его произведения, но как-то не было случая. Считая, что он слишком серьезный писатель, и что мне может несколько испортить отдых тяжелыми мыслями и осадком от прочтения, я несколько опасался. В итоге получилось два берега мои ощущений. Про обоих я не пожалел, даже наоборот: воспоминание о синем море и теплых днях перемешалось с двумя сутками, когда я впитал в себя «Пену дней», «Осень в Пекине» и мысли писателя. Эти истории останутся во мне если не навсегда, значит очень надолго.

 

 «Пена дней» Виана разделяется, не явно, на две границы восприятия. Начало – сатира (как, в прочем, и вся литература автора), вторая половина книги – тоска, которую невозможно осознать в полной мере из-за стиля Виана, но прочувствовать удастся каждому.

Игра с именами героев, необъятная лирика всего романа восхищает и пугает своей непосредственностью. Стилистика книги иногда поражает своей необычностью, а знание того, что писался роман всего два месяца – с марта по май 1946 года, удивляет. Как можно было проделать такую огромную работу за столь короткий строк и не ошибиться ни в чем. Порой кажется, что в романе ничего лишнего, все гармонично, плавно развивается, не спеша, с четко поставленной целью. Нет сомнений, ты дойдешь до конечной остановки, до последней точки в предложении, все поняв, абсолютно все прочувствовавши.

После моего приезда домой, моя мама попросила что-либо почитать. С сомнением того, что ей понравится, я все-таки предложил ей Бориса Виана. Через время она с восхищением сказала: «Не слова и предложения, а уж точно, пена дней!».

 

«Осень в Пекине». Ни одного упоминания о Пекине, без явной поры года «осени». Сумбур первоначальных маленьких сюжетных линий, из которых вытекает самая основная история. Переплетения жары солнца и бесконечные песочные дюны. Строительство железной дороги и вечные скитания истерзанного сердца от любви, грешник-убийца и священник, который сам грешит. Изобретатель, его слуга-гомосексуалист. Стена из пелены, где всё мрет, нету выхода из нее.

Это клубок из тысячи узлов, которые тесно связаны, а после прочтения не захотят распутываться. Но «Осень в Пекине» Виана, по определению Реймона Кено, самый пронзительный из романов о любви. Так ли это, вы должны решить сами. Границы романа многолики.        

    

 

 

Обсуждение