Интервью Кристофера Нолана

Режиссер о том, как он стал снимать фильмы, визуальных эффектах и деловом костюме.

Кристофер Нолан

Syncopy

Syncopy — кинокомпания Кристофера Нолана и его жены Эммы Томас

Начало/ Inception

Фильм Кристофера Нолана «Начало» (Inception, 2010)

Традиционно фильмы Кристофера Нолана становятся синонимом эпичного летнего киноприключения. Вместе с женой и по совместительству партнером-продюсером режиссер фильма «Помни» управляет компанией Syncopy, эмблема которой выполнена в виде лабиринта и отсылает нас к другому творению Нолана — фильму «Начало». 

Недавно Кристофер Нолан и его жена Эмма Томас дали интеревью исполнительному директору Американской Гильдии Продюсеров Вэнсу Ван Пэттену в кампусе кинокомпании Sony Pictures Entertaiment.

Самые интересные выдержки из разговора представлены ниже.

 

О том, как он начал снимать фильмы

Мне кажется, я снимал фильмы всегда, не останавливаясь. Начинал я с маленьких стоп-моушн экспериментов, которые снимал на отцовскую камеру Super 8. Все начиналось с дуракаваляния, я никогда не учился в киношколе. В колледже изучал английскую литературу и получил традиционное высшее образование, параллельно снимая свои фильмы. В первый фильм, «Преследование» (1998), я вкладывал личные деньги. В съемках помогали друзья. В то время каждый из нас работал, поэтому мы собирались на выходных в течение года и снимали по одному-два дубля, вся работа занимала минут 15 и где-то минут 5 уходило на то, чтобы поработать с тем, что мы отсняли. На кинофестивале в Сан-Франциско фильмом заинтересовалась студия Zeitgeist, позже они очень помогли мне с фильмом «Помни». Мне выдали несколько миллионов долларов и это была уже совсем другая работа. С тех пор я не оглядываюсь назад.

О разнице в академическом образовании и самообразовании

Самообразование — это очень органичный подход к пониманию всех тонкостей создания фильма. Я заинтересован во всем, что касается этого процесса, потому что делаю все сам: запись саунда, монтаж и музыку. Я горжусь тем, что принадлежу к, пожалуй, последнему поколению, режиссеров, которые работают за монтажным столом Steenbeck. Подобный опыт дает мощную основу знаний, касающихся производства фильма, технически это очень ценно. Кроме того я делаю это просто потому, что мне это безумно нравится. Ничто невозможно изучить основательно, если к этому не лежит душа.

О любимом фильме «Бегущий по лезвию»

Будучи ребенком, ты постепенно осознаешь, что стоит за фильмами. Начинаешь ты, как и все, с того, что, как тебе кажется, благодаря актерам воссоздаются все эти невроятные истории и миры, что актеры делают кино. Когда я был ребенком, то просматривая «Чужого» и «Бегущего по лезвию», размышлял: «Ну окей, это разные истории, разные декорации, разные актеры, да все совершенно разное — но между ними есть очень крепкая связь, и этой связью является режиссер Ридли Скотт». Я помню, что это заключение меня поразило.

В «Бегущем по лезвию» очень важна атмосфера и то чувство, что за пределами камеры существует целый мир. Это то, что я всегда держу в уме. Каждый фильм должен иметь свой особенный мир.

О работе с актерами

Я делаю для них все, что необходимо для нормального процесса съемки. К каждому из актеров нужен свой подход. Фильм «Помни» научил меня многому, с тех пор я позволяю делать актерам столько дублей, сколько им потребуется. Если актер говорит мне, что может сделать что-то еще с отснятой сценой, я даю ему шанс.

О том, почему он предпочитает снимать на пленку

Последние 10 лет я все отчетливией чувствую влияние цифровой съемки. И я не пойму, почему так происходит. Дешевле снимать на пленку, на ней все выглядит куда привлекательней, это понятная технология с большой историей, которая надежна и проверена временем. Честно говоря, мне кажется, что дело в экономическом интересе производственной и продакшн индустрии, которая делает деньги на нововведениях, а не основывается на привычном положении вещей. Мы сэкономили кучу денег, снимая на пленку. 

О компьютерной графике и визуальных эффектах

Компьютерная графика — очень мощный инструмент для создания потрясающих визуальных эффектов. Но я верю, что между анимацией и съемкой существует громадная разница. Неважно насколько идеальна компьютерная графика, в ее создании не принимают участие физические объекты, это не заснятые действия, а всего лишь анимация. Фильмы с визуальными эффектами, как правило, преследуют две цели. Первая — обмануть зрителя, заставив его увидеть то, чего не существует, и это то, зачем я использую визуальные эффекты. Вторая — произвести на зрителя впечатление тем, какой бюджет вложен в спектакль, наполненный всевозможными эффектами, которые создали с помощью крутейшей компьютерной графики. Я предпочитаю снимать фильмы, истории которых кажутся реальными, поэтому визуальные эффекты должны быть очень осоторожно интегрированы в фильм.

О приемах и стиле съемки

Я всегда считаю камеру участником съемочного процесса. К примеру, я не использую увеличительные линзы, поэтому мне не приходится их менять в процессе съемки. Вместо этого  мы приближаем саму камеру и устанавливаем различное фокусное расстояние. Если говорить о стиле, то во многих фильмах кадр с комнатой появляется после того, как в нее вошел герой. Так, мне кажется, зритель сможет понять, что видит и чувствует герой. Я думаю, это очень важно.

О второй съемочной группе

Позвольте объяснить: если мне не требуется находиться во время съемок каких-то сцен, которые войдут в фильм, зачем мне тогда вообще его снимать? Любая сцена важна для фильма, вне зависимости от ее размеров и важности. Все должно быть взвешено и разрешено с одинаковой долей заботы. Мне непонятны критерии деления съемок. Во многих экшен фильмах сценами с этим самым экшеном занимается вторая съемочная группа. По-моему это странно. Зачем же ты тогда взялся за экшен, если не можешь его снять? Хотя, конечно, существуют талантливые режиссеры, которые успешно сотрудничают со свторой и даже третьей съемочной группой. Каждый из нас работает по-своему. Но на мой взгляд, вовлеченность в весь процесс съемок придает каждому фильму моей индивидуальности. 

О том, почему даже во время съемок он надевает деловой костюм

Я учился в пансионе, в котором все ученики носили форму, с тех времен я привык к тому, что можно очень удобно использовать карманы пиджака. Это то, в чем мне комфортно. Я редко задумываюсь о том, что надеть, поэтому каждый день одеваюсь в одно и то же. Помнится, во время съемок «Помни» я решил убрать мешок с песком, на меня тут же набросились и заставили отказаться от этой затеи, потому что для такой работы были наняты специальные люди. Так что, как бы мне не хотелось «марать руки» в процессе съемок, мне это просто не позволяют делать. Поэтому я одеваюсь так, как одевался бы в будний день, работай я в каком-нибудь офисе. Так проще.

Все интервью с Кристофером Ноланом на английском языке можно прочитать на сайте Гильдии режиссеров Америки.

Обсуждение