О привязанности к смартфонам

Похоже, Спайку Джонзу удалось уловить веяния времени. Если история романтических отношений между неуклюжим Теодором и операционной системой «Саманта» в последнем его фильме «Она» показались вам абсурдными, то наука готова вежливо вам возразить. Реальность этих отношений не так уж невозможна.

«Она», реж. Спайк Джонз

Согласно исследованиям последних лет наша связь с телефоном неврологически очень близка к тем реакциям, которые мы испытываем к любимым. Поэтому, к примеру, когда в фильме Теодор говорит, что он чувствует между ним и Самантой установилась близость, или что он испытывает отчаяние, когда она пропадает на несколько дней, или когда он искренне признаётся в том, что испытываемые к ней чувства ничто иное как любовь — его слова не смешны и не нелепы.

В колонке для New York Times эксперт по брендингу Мартин Линдстром написал о своём исследовании, целью которого было изучить реакцию нервных клеток обладателей iPhone во время активного использования телефона. Линдстром обнаружил, что связь между человеком и его телефоном правильнее было бы назвать любовью, а не зависимостью.

Линдстром протестировал кросс-сенсорную феноменальную синестезию, чтобы познакомиться ближе с привязанностью человека к его смартфону, исследуя проблемы вроде синдрома фантомного звонка (это когда вам кажется, что телефон звонит или вибрирует, хотя на самом деле этого не происходит). Проведя исследования он обнаружил, что при использовании телефона активируется островковая область коры головного мозга, то есть та его область, которая отвечает за чувство любви и соучастия.

Джейн Винсент, старший научный сотрудник факультета СМИ и связи в Лондонской школе экономики и политических наук, является автором не менее важной работы в этой области. Совсем недавно вышло её интервью для Economist, в котором Джейн рассказывает об «электронных чувствах». По её словам привязанность человека к телефону — очень сложная связь, имеющая отношение к воспоминаниям. Наши телефоны вызывают у нас эмоциональные реакции на подсознательном уровне, такие реакции Винсент называет «электронными чувствами», определяя этот термин как «эмоции, которые мы испытываем в повседневной жизни, но ассоциируем их с нашим телефоном».

«Она», реж. Спайк Джонз

Фильм «Она» обыгрывает идею электронных чувств и знакомит нас с ситуацией, когда операционная система «Саманта» перестаёт быть комплексным набором программного кода и становится личностью. По большому счёту, этот виртуальный персонаж — в высшей степени персонифицированный объект, которым сейчас для нас является телефон.

Тем не менее, испытывая даже самые нежные чувства по отношению к нашим смартфонам и используя их в качестве одомашненных объектов представляемой нами идеальной личности, возможность настоящих романтических отношений с операционной системой пока ещё слишком далека и остаётся фантазией-рассуждением на эту тему. Воплотиться такая любовь между условным Теодором и новой ОС сможет только в том случае, когда будут реальны автономные телефоны, способные формировать воспоминания и жить собственной жизнью. До тех пор такую любовь можно будет воплотить только на экране.

Обсуждение