Покажи свою работу

В 2012 году художник Остин Клеон подарил миру удивительный гайд «Кради как художник» (Steal Like an Artist). Этот современный манифест комбинаторного творчества, ставший популярным буквально в один миг, в том году назвали лучшим артбуком. В этом году Клеон готов порадовать нас своим новым творением «Покажи свою работу!» (Show Your Work!)— это «книга для тех, кому ненавистна сама идея о саморекламе», в которой Клеон со всей честностью и простотой (а иногда и с уместными шутками) приводит свои мысли, отвечая на вопрос «Что нужно сделать, чтобы тебя “открыли”?»

В каком-то смысле эта книга — своеобразная рефлексия творческого успеха Остина Клеона. Он не советует красть идеи (под этим он вообще подразумевает вдохновение), а предлагает познакомиться с планом, благодаря которому ваша работа станет достаточно важной, чтобы вдохновлять других.


Фото: Austin Kleon

 

Почти все люди, чьё творчество я уважаю и у которых пытаюсь украсть, несмотря на профессию, делятся своим творчеством с другими людьми и считают это частью своей работы. Эти люди не шепчутся по углам на вечеринках; они слишком заняты для этого. Они остаются наедине со своим воображением в студиях, лабораториях или библиотеках, и вместо того чтобы ограждать себя от других стеной из секретности и прятать свои работы, они делятся с другими процессом, публикуя какие-то элементы из неё, они рассказывают о своих идеях и о том, чему они смогли научиться. Вместо того, чтобы тратить впустую свое время в сети, они пользуются преимуществами интернета. Когда они щедро делятся с аудиторией своими идеями и знаниями, то в их лице они приобретают будущих товарищей, критиков и поклонников.

Остин Клеон

Фото: Austin Kleon

Одинокий гений — это один из мифов, который противоречит идее творческой щедрости, Остин пишет и о нём. В основе этого мифа лежит мысль о творце, преодолевающем творческий путь в одиночку, которым движет божественное вдохновение. Этот миф об одиноком гении прочно укоренился в современном обществе, и проблема заключается не только в том, что он абсолютно неверный, но и в том, что он отравляет творческий дух. Клеон пишет:

 

Если вы верите в миф об одиноком гении, то творчество — это не общественное явление. Тогда оно представлено всего несколькими великими фигурами. В большинстве своём мертвецами вроде Моцарта, Эйнштейна или Пикассо. Остальные вынуждены стоять в стороне и таращиться с благоговейным трепетом на их достижения.

Вместо этого он предлагает использовать концепцию Брайана Ино о коллективном гении, scenius (производное от англ. scene — сцена и genius — гений). Остин видит в этой концепции альтернативное понимание творчества.

 

В этой модели великие идеи рождаются с помощью группы творческих индивидуальностей — художников, кураторов, мыслителей, теоретиков и других законодателей вкуса, которые образуют “экологию таланта”.

[...]

Коллективный гений не о том, насколько ты умен или талантлив, он о том, какой вклад ты можешь внести: идеи, которыми ты можешь поделиться, качество связей, которые ты можешь завести, или беседы, которые ты способен начать. Если мы забудем об одиноком гении и будем больше думать о том, как мы можем воспитывать и вносить вклад в гения коллективного, то мы настроим наши собственные ожидания и ожидания всего мира, признание которого мы так желаем. Мы можем перестать спрашивать, что другие могут для нас сделать, вместо этого начать делать что-то для других.

Коллективный гений — это одна из лучших моделей, которая даёт ощущение полной картины современного мира и, как отмечает сам Клеон, интернет по большому счёту представляет собой «кучу коллективных гениев, объединенных вместе и отдалённых друг от друга физическим расстоянием». Найти коллективного гения, с которым вы захотите себя ассоциировать — это неотъемлемая часть уверенности в том, что ваша творческая работа пустит корни в истории мировой культуры.

Остин Клеон

Фото: Austin Kleon

Ещё одно ценное указание, испытанное Клеоном в жизни, сфокусировано на принятии статуса дилетанта, в неумаляющем ваших достоинств смысле. Быть дилетантом значит использовать идею Дзен о «сознании начинающего» — особом состоянии принятия возможностей, которое закрывается как только мы отвердеваем с появившимся опытом. Фрэнк Ллойд Райт как-то верно подметил, что «эксперт — это человек, который перестал думать, потому что “он знает”». Кроме того, дар чувствовать себя дилетантом, или, если хотите любопытным непрофессионалом, значит не только быть открытым неизвестности, но и обладать безграничным энтузиазмом и внимательностью.

 

Дилетанты — это обычные люди, страстно одержимые какой-либо идеей, которые проводят тонну времени за размышлениями вслух. Энтузиазм неопытности заразителен. Мир меняется с бешеной скоростью, превращая всех нас в дилетантов. Даже для профессионалов лучший способ быть успешным — аккумулировать в себе дух дилетанта, принять переменчивость и неизвестность.

Фото: Newspaper Blackout, Austin Kleon

Источник творческой силы кроется в умении сочетать в себе коллективного гения и дилетанта.

 

Подумайте о том, чему бы вам хотелось научиться и примите обязательство перед другими в вашем желании — это лучший способ начать делиться своей работой с остальными. Найдите коллективного гения, посмотрите чем делятся остальные, примите во внимание то, чем они не делятся. Выискивайте пробелы, которые вы могли бы заполнить своей работой, вне зависимости от ваших начальных умений… Делитесь тем, что любите, и тогда люди, которые любят то же самое, найдут вас.

Фото: Newspaper Blackout, Austin Kleon

Клеон разрушает миф об успехе за одну ночь — очевидной небылице о мгновенном успехе, ради которого не прилагаются практически никакие усилия.

 

Успех за одну ночь — миф. Попробуйте копнуть глубже любую историю подобного успеха и вы узнаете, что за ним стоят годы тяжёлой работы и упорства. Построение крепкой основы любого труда требует немало времени, на самом деле, целой жизни. Но, к счастью, вам не потребуется ждать так долго. Вам нужно начать. Поэтому забудьте о десятилетиях, забудьте о годах и даже месяцах. Сфокусируйтесь на днях.

[...]

Ежедневные отчёты о проделанной работе лучше любого резюме или портфолио, потому что они демонстрируют вашу текущую работу… Хороший отчёт о проделанной работе — это всё равно что дополнительные материалы о фильме, который ещё не вышел. Вы можете посмотреть удалённые сцены, послушать комментарии режиссёра, пока фильм находится в процессе производства.

Идея с ежедневными отчётами хороша. Но как понять, чем стоит делиться? Один из способов соответствует экономическому принципу «запас и поток». Благодаря американскому писателю Робину Слоан этот принцип существует в виде метафоры в медиасфере. Под запасом в этом случае подразумеваются вечные, неизменно актуальные вещи — всё, что будет интересно и наполнено смыслом сейчас, через месяц, год или десять лет. Поток — это всё, что имеет обратную хронологию, то есть то, что имеет значение для текущего момента. Это вещи, которые будут напоминать людям о вашем существовании: твиты, фотографии в инстаграме и так далее. Суть в том, что вы должны сдерживать поток, не позволять ему сбить вас с намеченного курса, не дать ему отвлечь вас от запаса, над которым вы должны продолжать трудиться. Но не думайте, что запас и поток — это два диаметрально противоположных понятия. Они могут пересекаться. Поток в некоторых обстоятельствах можно трансформировать в запас.

Вот что пишет Клеон по этому поводу:

 

Как только вы начнёте делиться с людьми каждый день, вы станете замечать темы и зарождающиеся тренды в том, чем вы делитесь. Вы обнаружите паттерн в вашем потоке. После этого вы сможете начать собирать по крупицам информацию и превращать её в нечто большее, в нечто более значимое. Вы сможете сделать поток запасом. К примеру, большинство идей для этой книги выросло из твитов, которые сначала превратились в посты в блоге, а потом в главы книги. Маленькие вещи со временем могут стать большими.

Фото: Newspaper Blackout, Austin Kleon

Одно из самых важных замечаний, сделанных Клеоном в книге, достойно внимания всех, чья жизнь так или иначе связана с интернетом. Оно об указании источников работ других людей и о том, что чужой труд достоин уважения так же, как и ваш.

 

Если вы делитесь работами других людей, вы обязаны убедиться в том, что человек, создавший эту работу получил должное упоминание. Указывать оригинального автора работы в эру копипаста, реблогов и ретвитов может показаться вам бесполезным занятием, но дело того стоит. Вы всегда должны делиться работами других людей так, как если бы это были ваши работы, относиться к ним с уважением и внимательностью.

[...]

Наиболее важная форма указания источника в онлайне — гиперссылка, приводящая на сайт автора работы. Она отсылает людей, с которыми вы поделились информацией, к оригинальному источнику. Первое правило интернета: люди ленивы. Если вы не поставите ссылку, никто её не найдёт. Указывать источник без ссылки бессмысленно. 99,9% людей не позаботится о том, чтобы загуглить чьё-то имя.

Фото: Austin Kleon

Следующую цитату неплохо было бы распечатать и наклеить на каждый монитор каждого обладателя компьютера.

 

Что если вы хотите чем-то поделиться, но не можете определить источник? Ответ: не делитесь тем, авторство чего вы не знаете. Либо найдите способ указать источник, либо не делитесь этим.

О том, почему важно делиться искусством с остальными, почему, когда вы делитесь щедро и свободно, то получаете бóльшие награды, как знакомство с «вашими» людьми поможет вам найти себя, почему единственный способ получить помощь, это попросить её не стыдясь этого и о многом другом вы сможете прочитать в книге Остина Клеона «Покажи свою работу!», которая в скором времени выйдет на русском языке от издательства «Манн, Иванов и Фербер».

Обсуждение