Список фильмов для начинающих режиссёров от Мартина Скорсезе

Примерно восемь лет назад юному Колину Леви подвернулась невероятная возможность — тет-а-тет встреча с великим мастером кино Мартином Скорсезе. И это была не просто счастливая случайность, а результат упорного труда. Его 5-минутная короткометражка получила премию YoungArts (государственная премия, призванная поддерживать молодых артистов разных направлений в искусстве — прим.), а вместе с ней и знакомство с человеком, снявшим «Славных парней», «Таксиста» и «Бешеного быка».

После личного тура по рабочему пространству режиссёра и видеомонтажных аппаратных — экскурсию провела легендарная Тельма Шунмейкер — счастливчик Леви встретился с самим мастером. Позже в своём блоге он написал: «Это был поворотный момент на моём режиссёрском пути».

Встреча с Мартином Скорсезе меня пугала, если не сказать больше. Но он оказался очень весёлым, общительным и воспринимал меня серьёзно. (Ну, или, во всяком случае, убедил меня в этом.) Большую часть времени я просто молчал. Каждые 30 секунд он упоминал какого-нибудь актёра, продюсера, режиссёра или фильм, о которых я никогда не слышал.

Понятия не имею, почему он провёл со мной столько времени, но находится в его обществе было потрясающе. Пару недель спустя я отправил ему открытку с благодарностью, в которой поделился впечатлением о том, насколько я мало знаю. В особенности об истории кино и иностранных фильмах. Я обратился к нему с просьбой по возможности указать мне с чего я должен начинать.

Через некоторое время ассистент Скорсезе отправил ему книги и список иностранных фильмов, лично составленный режиссёром. «Мистер Скорсезе просил отправить это вам», — гласила записка, — «Это должно стать отличным началом вашего кинообразования».

Список фильмов Скорсезе — это отличный инсайт в мастерскую вдохновения режиссёра, который познакомит молодых режиссёров с основами кино. Некоторые из картин — классика must-see фильмов киношкол: творения итальянского неореализма «Похитители велосипедов» и «Умберто Д.», соседствующие с работами французской новой волны «Четыреста ударов» и «Без дыхания». Удивляет наличие японских фильмов послевоенного периода и нового немецкого кино. Акира Куросава и Райнер Вернер Фассбиндер удостоились трёх пунктов списка каждый. И хотя вам встретятся даже в некотором смысле эксцентричные примеры киноискусства («Рокко и его братья», «Обгон», «Смертная казнь через повешение»), список оказался не без досадных пробелов. Больших имен в артхаусе вроде Ингмара Бергмана, Роберта Брессона и, что более удивительно, Федерико Феллини не оказалось в списке. Тем не менее, как уже утверждалось ассистентом Скорсезе, это отличный старт для начинающих режиссёров, жаждущих познакомиться с иностранным кино.

Метрополис/Metropolis

реж. Фриц Ланг, 1926

Метрополис — город будущего, разделен на две части. Под землей находятся жилища рабочих, над ними цеха с машинами. В верхнем городе расположены офисы, богатые кварталы и сады развлечений. Вся власть в городе принадлежит магнату Иогану Фендерсону. Его сын — Фредер догадывается о несправедливости, царящей в метрополисе. Спустившись в машинную зону, Фредер приходит в ужас: он видит страшного Молоха, пожирающего людей. Не в силах смириться с увиденным, он начинает борьбу со злом.

Носферату, симфония ужаса/Nosferatu, eine Symphonie des Grauens

реж. Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922

Молодой клерк Хуттер из Бремена отправляется в карпатские леса, к графу Орлоку, владельцу замка, решившему перебраться в крупный город. Гость выясняет, что Орлок, известный и как Носферату, — вампир, и от его заражающего укуса Хуттера спасает лишь супруга Нина, влюблённая в скромного служащего конторы по продаже недвижимого имущества. Именно она понимает, какое зло несёт в себе мрачный граф.

Доктор Мабузе, игрок/Dr. Mabuse, der Spieler — Ein Bild der Zeit

реж. Фриц Ланг, 1922

Доктор Мабузе, игрок

Доктор Мабузе — демон во плоти, главарь шайки бандитов. Полиция идет по его следу, но безуспешно, потому что он умело меняет свою внешность: то он — аристократ, то — банкир, а иногда — нетрезвый матрос. Но главное — он обладает даром гипноза, от которого его жертвам нет спасения.

Наполеон/Napoléon

реж. Абель Ганс, 1927

Четыре часа биографии Наполеона, немой исторический блокбастер с гигантскими баталиями, штормами, спецэффектами, блестящими актерами и новаторскими монтажными приемами, от которых захватывает дух.

Дети райка/Les enfants du paradis

реж. Марсель Карне, 1945

Это обширный рассказ о безответной любви, тайных романах, ревности и страсти в мире театра, преступности и аристократии. Это история о бедняках, занимающих галерку театров в «Бульвар Дю Темпль». Они становятся свидетелями истории любви театрального мима Батиста и его обожаемой Гаранс.

Великая иллюзия/La grande illusion

реж. Жан Ренуар, 1937

Первая мировая война. Самолет французских летчиков Морешаля и Больде сбит немецким асом фон Рауффенштайном, но оба пилота остались живы и попали в лагерь для военнопленных. Там же находятся несколько британских офицеров, с которыми новички объединяются в работе над тоннелем для побега.

После победы французов на Западном фронте Морешаля, Болдье и остальных французских военнопленных переводят в другую тюрьму, где комендантом назначен их «старый знакомый» фон Рауффенштайн. Комендант тепло встречает французов, замечая, что из «его» тюрьмы побег невозможен…

Правила игры/La règle du jeu

реж. Жан Ренуар, 1939

Франция накануне Второй мировой войны. Авиатора Андре Жюрье, совершившего рекордный перелет, встречают на земле его друг Октав и толпа репортеров, он сообщает радиослушателям, что предпринял эту авантюру из-за любви к женщине, которая, однако, даже не пришла поприветствовать его в аэропорт. Это Кристин. В это время она готовится выйти в свет со своим мужем, который знает о романе жены, но не хочет ее потерять. Октав признается Андре, что ему также не безразлична Кристин, и заявляет, что тот никогда не получит ее, так как пренебрегает правилами игры в обществе. Чуть позже оба попадают на охоту в загородное поместье де ла Шеснея. Здесь разыгрывается безжалостная игра, ограниченная жесткими правилами «высшего света».

Рим, открытый город/Roma città aperta

реж. Роберто Росселлини, 1945

Рим, открытый город

Рим в последние месяцы оккупации. Умирающая немецкая армия отчаянно хранит последние свои оплоты и жестоко расправляется с мятежниками. Но в сердце города уже родился свой отряд Сопротивления. Близок конец войны…

Земляк/Paisà

реж. Роберто Росселлини, 1946

Фильм начинается вторжением союзников в Сицилию в 1943 году и кончается освобождением страны в 1945-м. Параллельно передвижению во времени фильм ведет зрителя вместе с американскими солдатами сквозь пространство — с юга на север через всю Италию.

Земля дрожит/ La terra trema: Episodio del mare

реж. Лукино Висконти, 1948

Сицилия, середина 1940-х. Грабительские цены закупщиков рыбы держат за горло обитателей побережья. Одна из рыбацких семей пытается наладить собственный бизнес, но безуспешно. Кажется, что против не только жизненные обстоятельства, но сама судьба — жестокая, несправедливая, помогающая лишь тем, у кого уже все есть…

Похитители велосипедов/Ladri di biciclette

реж. Витторио Де Сика, 1948

Похитители велосипедов

Послевоенный Рим, давно неработающий Антонио Рикки вне себя от радости — он наконец-то находит работу. Но в первый же трудовой день у него украли велосипед, без которого невозможно работать! Вместе с маленьким сыном Бруно он пытается найти в огромном городе украденный велосипед, от которого зависит жизнь его семьи.

Умберто Д./Umberto D.

реж. Витторио Де Сика, 1952

Главный герой по имени Умберто по выходу на пенсию оказался без средств к существованию и вынужден осваивать для себя новую реальность с единственно возможным исходом — медленно умереть без пропитания и крыши над головой. Единственными, кому он оказывается небезразличен, будут беременная малолетка и дворняжка.

Красавица и чудовище/La belle et la bête

реж. Жан Кокто, Рене Клеман, 1946

Давным-давно, жил был купец с сыном Людовиком и тремя дочерьми. Однажды купец заблудился в лесу и попал в заколдованный замок. В прекрасном саду он увидел розу и сорвал ее для любимой дочери Белль, но тут появился страшный монстр — владелец замка. Разгневанное чудовище обещало убить купца, но согласилось заменить его на Белль. Когда красавица приходит в замок, она обнаруживает, что Чудовище не так жестоко, как выглядит, у него есть душа и сердце.

Токийская повесть/Tôkyô monogatari

реж. Ясудзиро Одзу, 1953

Пожилая супружеская пара едет из провинции в Токио навестить своих детей: сына, ставшего доктором, и дочь, открывшую салон красоты. Дети слишком заняты, чтобы заниматься с родителями, и отсылают их на курорт. После бессонной ночи на шумном курорте родители возвращаются в Токио. Перед тем как уехать, мать проводит ночь со вдовой другого сына, а отец встречается со своими старыми, пьющими дружками.

Выходит так, что только вдова сына оказывает старикам достойный прием с любовью и вниманием, которые им так нужны. У собственных детей скоро будет причина пожалеть о своем пренебрежении родителями, но к этому моменту эмоциональные связи уже будут обрезаны.

Жить/Ikiry

реж. Акира Куросава, 1952

Старик, узнавший о скорой кончине, узнавший о равнодушии близких, узнавший, что жизнь прожита зря, решает, что детская площадка на месте зловонного пустыря — это то, что он оставит этому миру после себя. Слабый, умирающий старик, покорный, бессловесный чиновник стал борцом.

То упорно настаивая, требуя, то умоляя и унижаясь он проходит все круги бюрократического ада. Он собирает подписи, резолюции, печати. Он не уступает ни перед гневом начальства, ни перед насмешками сослуживцев, ни перед угрозами бандитов.

Семь самураев/Shichinin no samurai

реж. Акира Куросава, 1954

Семь самураев

Япония. 16 век. В стране полыхает гражданская война, повсюду орудуют банды разбойников и мародеров. Бедные крестьяне нанимают для своей защиты семерых самураев, которые немного сплачивают раздробленных и малодушных жителей деревни в этой борьбе…

Куросава показывает яркие, выразительные и такие достоверные персонажи, что, кажется, всему происходящему зритель был свидетелем сам.

Несмотря на реалистичность и беспощадность в подаче материала, картина пронизана высокой поэтикой и лиризмом, жизнеутверждающим пониманием и человечностью. Этот фильм стал в буквальном смысле культовым для кинематографистов всего мира.

Сказки туманной луны после дождя/Ugetsu monogatari

реж. Кэндзи Мизогути, 1953

16 век. В Японии идет гражданская война. Бедный горшечник получает шанс как следует подзаработать — его горшки на удивление хорошо продаются, и изумленный ремесленник крепко держит в кулаке невиданные доселе серебряные монеты. Заработок вызывает азарт, быстро переходящий в одержимость.

Управляющий Сансё/Sanshô dayû

реж. Кэндзи Мизогути, 1954

Действие происходит в средневековой Японии. Мидзогути рассказывает историю о женщине и двух ее детях, попавших к работорговцам; о нелегкой судьбе ее детей и о тех трудностях, которые им пришлось пережить, соблюдая заветы отца.

Рай и ад/Tengoku to jigoku

реж. Акира Куросава, 1963

Рай и ад

Преуспевающий бизнесмен, в решающий момент, должен решить для себя, заплатит ли он выкуп похитителям, которые по ошибке выкрали не его сына, а сынишку человека, работающего у него шофером.

Злоумышленники, как всегда остались неизвестны/I soliti ignoti

реж. Марио Моничелли, 1958

Автомобильного вора Козимо ловят на месте преступления. Он попадает в тюрьму, но у него есть наводка на крупную кражу, и Козимо просит найти человека, который бы за него отсидел. Человека находят. Но Козимо остается за решеткой.

Рокко и его братья/Rocco e i suoi fratelli

реж. Лукино Висконти, 1960

Овдовевшая Росария Паронди и четверо её сыновей решают переехать из нищей Сицилийской деревни в Милан, где живёт пятый сын. В поисках лучшей доли и достойного заработка братья не гнушаются никакой работы. Постепенно каждый находит своё место.

Но отношения в некогда сплоченной семье раскалываются: красавец Рокко вступает в противоборство со своим жестоким братом Симоном. «Яблоком раздора» становится девушка легкого поведения Надя, решившая оставить работу и выйти замуж. Именно ее расположения добиваются братья. Ожесточённая вражда способна завести их слишком далеко, вплоть до убийства…

Четыреста ударов/Les quatre cents coups

реж. Франсуа Трюффо, 1959

Двенадцатилетний Антуан Дуанель — трудный подросток. Его мать занята личной жизнью, и у нее нет ни времени, ни желания вникнуть в проблемы сына. Отчим — человек слабохарактерный, не имеет влияния ни на жену, ни на сына. Учитель лишь наказывает мальчика. Антуан и его приятель все реже посещают школу, сбегают из дома. Ни к чему хорошему все это не приводит.

Стреляйте в пианиста/Tirez sur le pianiste

реж. Франсуа Трюффо, 1960

Пытаясь забыть о трагедии, произошедшей с его женой, некогда известный пианист Эдвард Сароян работает в баре под именем Шарли Колера. Но его попытки скрыться от жизни безуспешны: Шарли влюбляется в официантку Лену. Комично робея при виде Лены, Шарли между тем с легкостью заводит интригу со своей соседкой — проституткой Клариссой.

В баре появляется Чико, брат Шарли, за которым гонятся двое гангстеров. Шарли не может отказать брату и помогает ему уйти от погони. Но он не подозревает, что теперь он невольно впутал в бандитские разборки не только себя, но и Лену, и своего младшего брата Фидо.

На последнем дыхании/À bout de souffle

реж. Жан-Люк Годар, 1960

На последнем дыхании

Мишель Пуакар — настоящий прожигатель жизни, зарабатывающий на жизнь кражами дорогих машин. Он никогда не задумывается о последствиях своих криминальных выходок — просто живет, как хочет, ни на кого не рассчитывая, ни с кем не считаясь. Видимо, потому что молод и самонадеян.

Но однажды, по дороге в Париж, Мишель убивает полицейского: просто для того, чтобы избежать неприятных расспросов. Но с этой минуты в его жизни больше не будет ничего, кроме неприятностей.

Банда аутсайдеров/Bande à part

реж. Жан-Люк Годар, 1964

Одиль знакомится с двумя молодыми людьми, Артюром и Францом, на курсах английского языка. Они убеждают её принять участие в ограблении.

Обгон/Il sorpasso

реж. Дино Ризи, 1962

Роберто, застенчивый студент-юрист помимо собственной воли оказывается вовлеченным в «сладкую жизнь». Капризный и эксцентричный богач Бруно берет его в автомобильное путешествие по Риму и Тоскане. Они проведут вместе всего два дня и навестят семьи друг друга. За это короткое время Роберто повзрослеет и неожиданно осознает, что внешне удачливый и довольный жизнью Бруно глубоко несчастный человек.

Приключение/L'avventura

реж. Микеланджело Антониони, 1960

Приключение

Во время круиза богатая и красивая женщина Анна таинственным образом исчезает на необитаемом острове, поссорившись со своим любовником Сандро, что заставляет его и ее подругу Клаудию отправиться на поиски.

Фотоувеличение/Blow-up

реж. Микеланджело Антониони, 1966

Главный герой — известный, талантливый молодой фотограф, прототипом которого был то ли Берт Штерн, то ли Дэвид Бейли, что скорее.

Однажды, работая в городском парке, он случайно снимает заинтересовавшую его странную пару. А дальше… через вроде бы романтическое просвечивает вроде бы криминальное… События разворачиваются, ничего не проясняя… На сильно увеличенных кадрах видится то, что простой взгляд не ловит… Или все это только кажется.

Перед революцией/Prima della rivoluzione

реж. Бернардо Бертолуччи, 1964

Юноша из буржуазной семьи не решается оставить семью ради марксизма. Он влюбляется в свою тётю.

Мясник/Le boucher

реж. Клод Шаброль, 1969

Французская провинция. На фоне вестей о жестоких убийствах в соседних селениях разворачивается драматическая история взаимоотношений школьной учительницы и бывшего военного, подозреваемого в преступлениях.

Уик-энд/Week End

реж. Жан-Люк Годар, 1967

Супружеская пара Ролан и Корин собирается провести уикенд на природе. На деле они задумали убить свёкра с целью завладеть наследством. Сразу после расправы над свёкром муж собирается прикончить жену. Корин вынашивает такие же планы.

Смертная казнь через повешение/Kôshikei

реж. Нагиса Осима, 1968

Смертная казнь через повешение

Корейский студент Ри Чин У изнасиловал, а затем убил двух девушек. В ожидании суда, находясь в тюрьме, он переписывался с журналисткой-кореянкой, принимавшей живое участие в его судьбе.

Продавец четырёх времён года/Händler der vier Jahreszeiten

реж. Райнер Вернер Фассбиндер, 1971

Трагедия одиночки, оказавшегося лишним в обществе «всеобщего благоденствия» Эпохи Экономического чуда. Ханс Эпп несколько лет провел вдали от родины в иностранном легионе, и вот вернулся назад, туда, где никто его не любит и не ждет. Разочаровавшись в жизни, герой решается на самоубийство. Исподволь, но настойчиво каждый участник действия подталкивает его к этому решению. И только сестра Анна пытается оказать ему моральную поддержку, но не может предотвратить его роковую кончину.

Страх съедает душу/Angst essen Seele auf

реж. Райнер Вернер Фассбиндер, 1974

Что делать, если шестидесятилетнюю немецкую вдову привлекает марокканец, лет на тридцать моложе ее? А если это любовь? А может, просто «встретились два одиночества»?

Замужество Марии Браун/Die Ehe der Maria Braun

реж. Райнер Вернер Фассбиндер, 1979

Замужество Марии Браун

Героиня фильма, проводив мужа на Восточный фронт, начинает свой путь к богатству — любыми способами, любой ценой.

Каждый за себя, а бог против всех/Jeder für sich und Gott gegen alle

реж. Вернер Херцог, 1974

До 1828 года в городе N Каспар Хаузер, двадцати лет, жил в пещере, прикованный к полу цепями. Со времени своего рождения он ни с кем не общался, не умел ни говорить, ни читать, ни писать, а видел только одного человека, который время от времени приносил ему еду. В один прекрасный день этот человек вытащил его на своей спине наружу, научил ходить, а потом оставил посреди города с запиской.

Американский друг/Der amerikanische Freund

реж. Вим Вендерс, 1977

Рамочник из Гамбурга Джонатан Циммерманн случайно знакомится с Томом Рипли, который торгует поддельными произведениями искусства, и связан с мафией. Судьба Циммерманна определена, когда он высокомерно отказывается пожать руку Рипли. Уязвленный Рипли, узнав, что у Циммерманна лейкемия, путем хитроумной комбинации убеждает его, что дни его сочтены. Сообщник Рипли предлагает Циммерману стать наемным убийцей, посулив за это большие деньги его семье, которая вскоре останется без кормильца. Джонатан, понимая, что обречен (медицинские анализы фальсифицируются), соглашается, и становится пешкой в большой игре Рипли…

С течением времени/Im Lauf der Zeit

реж. Вим Вендерс, 1976

Киномеханик разъезжает на своем фургоне вдоль границы ГДР, чтобы делиться с такими же чудаками своим черно-белым богатством и встречать в глубинке настоящую жизнь.

Агирре, гнев божий/Aguirre, der Zorn Gottes

реж. Вернер Херцог, 1972

После завоевания и разграбления испанцами государства Инков возникла легенда о сказочно богатой стране Эльдорадо, которая затерялась в бесчисленных болотах бассейна Амазонки.

Фото на превью: Robert Nippoldt

Обсуждение