"Девушка с татуировкой дракона". Рецензия.

Анти-социальная сеть Дэвида Финчера.

Девушка с татуировкой дракона 

Девушка с татуировкой дракона

The Girl With The Dragon Tattoo, 2011


Режиссер: Дэвид Финчер

В ролях: Дэниел Крейг, Руни Мара, Кристофер Пламмер, Стеллан Скарсгард, Робин Райт, Стивен Беркофф,

Сценарий: Стивен Зеллиан, Стиг Ларссон


О фильме: Журналисту Микаэлю Бломквисту предстоит расследование таинственного исчезновения Харриет Вангер, случившегося сорок лет назад. Ему помогает Лисбет Саландер — обезбашенная талантливая хакерша с тяжелой судьбой. По ходу расследования Микаэлю и Лисбет открываются страшные тайны прошлого.

Девушка с татуировкой дракона

Когда Голливуд берется за экранизацию или ремейк какого-нибудь европейского произведения, мне становится страшно и я, мысленно затаив дыхание, ожидаю. Как правило, мое ожидание не оправдывается и после просмотра я плююсь. Потому что скучно, банально и избито. Причем абсолютно все: герои, вдруг ставшие безликими, атмосфера (точнее, ее отсутствие), переписанные диалоги, глупый антураж. Потому что американские режиссеры в отличие от европейских усиленно работают над обложкой, а не содержанием.

Когда я впервые услышала о том, что за  “Девушку с татуировкой дракона”  берется Финчер и на главную роль он утвердил Руни Мару, мне стало грустно. Потому что, ну какая из белой и пушистой Руни Мары может получиться брутальная хакерша, способная на убийство? Ясно, что или никакая, или совсем уж скучная, что по сути одно и то же. И дело не только в милой мордашке. Для успеха и уважения, ей необходимо было переплюнуть Нуми Рапас, круче которой только Чак Норрис.

Нуми Рапас/Руни Мара

Нуми Рапас (2009) — Руни Мара (2011)

Заранее решив для себя, что не прощу Финчеру ни одного упущения, я погрузилась в просмотр картины длительностью в два с половиной часа, которые пролетели для меня совершенно незаметно. Пролетели несмотря на упущения и откровенно глупые метафоры, к которым обращался Финчер. Как я и предполагала, хакерша получилась скучной. Возможно, всему виной Нуми Рапас, поднявшая планку исполнения героини на самый высокий уровень в фильме 2009 года. Мне кажется, это понимал и сам режиссер, иначе зачем он так старательно пытался убедить зрителя в том, что внешность обманчива и хрупкая девушка, больше похожая на подростка неформала, на самом деле та еще безжалостная психопатка. То есть несмотря на свой кроткий взгляд и почти безмолвную отстраненность, она способна устроить анальную пытку или фотосессию кошки с выпущенными кишками, дать в рожу наглому грабителю и пренебрежительно манкировать внезапно развернувшуюся трогательную семейную сцену, мол, все эти чувства не для нее. Но раз уж Лисбет чуждо все возвышенно-трогательное, что за ерунда с ней приключилась в постельной сцене с Микаэлем Бломквистом? К чему эта скучная чувственность с мятыми простынями, будто бы позаимствованная из дешевого бульварного романчика? Где брутальность? Она ведь безжалостный скандинавский викинг с сиськами, женщина, озверевшая от окружающего ее паскудства!

Лисбет Саландер (Руни Мара) и Микаель Блумквист (Дэниел Крейг)

Микаэль в исполнении Дэниела Крэйга — еще одно мое разочарование. Вместо одного из главных героев, он превратился в зрителя, с которым безжалостный режиссер проделывает все, что пожелает: делает безвольным наблюдателем, озадачивает, обманывает и вводит в заблуждение. В общем-то за счет несколько бесхарактерного Бломквиста, Лисбет Саландер удается убедить меня в том, что мужик тут она.

Лисбет Саландер (Руни Мара) и Микаэль Бломквист (Дэниел Крейг)

А теперь о том, что мне понравилось. Эти моменты в большей степени повлияли на общее впечатление от фильма. Именно из-за них я посмотрю «Девушку...» еще не один раз.

Мне показалось, что вступительные титры отразили основное настроение фильма, они, как аперитив, из-за которого разыгрывается безумный аппетит (жаль, что блюдо, которое нам подали позже оказалось не приправленным). Для меня это был двойной сюрприз, поскольку саундтрек, использованный во вступительных титрах, оказался кавером на песню любимой мною с ранних лет группы Led Zeppelin в исполнении солистки другой, не менее любимой группы, Yeah Yeah Yeahs. За музыку, которая способствовала появлению нужных эмоций в нужных местах, благодарности достоин Трент Резнор. Он не первый раз пишет саундтрек к фильму Дэвида Финчера и делает это довольно успешно.

Атмосферу фильма создали не только звуковые эффекты, но и визуальные. И я ими очень довольна. Стоит отметить, что шведские пейзажи и особые погодные условия немало способствовали созданию сурового, таинственного и немного ужасающего настроения фильма.

Девушка с татуировкой драконаДевушка с татуировкой драконаДевушка с татуировкой драконаДевушка с татуировкой драконаДевушка с татуировкой дракона

Особой похвалы, а также моего глубочайшего уважения, заслуживает работа директора по костюмам Триш Саммервилль. Это, пожалуй, один из самых стильных художественных фильмов, что я видела за последние несколько лет. Триш идеально подобрала наряды, которые приходятся кстати не только к месту действий, но и довольно метко характеризуют героев картины. Состоятельность и статус Микаеля Бломквиста (работа в политико-экономическом обозревателе, полагаю, являются неким эталоном финансовой стабильности), который одновременно остается несколько серым и безликим. Особенно на фоне взрывной Лисбет.

Микаель Бломквист (Дэниел Крейг)Микаель Бломквист (Дэниел Крейг)Микаель Бломквист (Дэниел Крейг)Микаель Бломквист (Дэниел Крейг)

Деструктивный характер уже упомянутой Лисбет тоже удалось передать с помощью идеально подобранного гардероба. Мне лично пришлась по вкусу большая его часть, в том числе и футболка с принтом “Fuck You You Fucking Fuck”.  В ее же случае характер дополняют макияж, прическа, аксессуары и бечисленные телесные апгрейды, вроде татуировок и пирсинга.

Лисбет Саландер (Руни Мара)Лисбет Саландер (Руни Мара)Девушка с татуировкой драконаЛисбет Саландер (Руни Мара)Лисбет Саландер (Руни Мара)Лисбет Саландер (Руни Мара)

Не могу не отметить игру второстепенных персонажей, представляющих собой многочисленный клан Вангер. В отличие от главных героев, члены этого, много лет враждующего семейства, меня впечатлили. Я действительно поверила в то, что эти люди настолько давно находятся во вражде, что некоторых представителей семьи Вангер это даже забавляет.

"Девушка с татуировкой дракона", семейство ВангерДевушка с татуировкой дракона

Несмотря на то, что мне не понравились главные персонажи — Финчеру за два с половиной часа так и не удалось раскрыть их характер. Несмотря на то, что я до сих пор считаю главной Лисбет Саландер всего кинематографа Нуми Рапас. Я с полной уверенностью заявляю, что фильм нужно посмотреть. Хотя бы потому, что эта работа — одна из самых лучших финчеровских работ, такой, знаете, “Бойцовский клуб” для девочек.

Финчеру удивительно легко удалось превратить обычный детектив, который показали миру шведы в 2009 году, в драматическую и очень атмосферную историю девушки, мир которой сплетен из боли, ненависти и жестокости. Удивительно, но из этой истории даже можно вынести мысль. И она о том, что справедливость — это не самостоятельное явление, это то, что вершит человек. Справедливость, она, как и правда, порой очень жестока и у каждого своя.

Обсуждение