Сьюзен Зонтаг о том, как стереотипы и клише лишают нас свободы

«Личность — это то, что ты должен заслужить. Это процесс, в котором ты должен проявлять активность», — эти слова известный режиссёр Джосс Уидон произнёс в своей речи выпускникам Уэслианского университета.

К сожалению, положение вещей в нашей культуре складывается таким образом, что личность становится статичной, она скованна рамками категорий и часто без всякой надобности противопоставляется одна другой. И всё же, что такое человек, если не средоточие исключительных качеств, совокупное скопление несоответствий, сосуществующих в бесконечном жизненном потоке, которое становится карикатурой на самое себя в тот самый момент, когда на него навешивают ярлык?

Сьюзен Зонтаг, известная американская писательница, часто обращалась к вопросу о стереотипизации личности в своих произведениях и интервью. В одном из них пишущий редактор Rolling Stone Джонатан Котт намеренно коснулся этой темы, в результате их беседа, состоявшаяся в 1978 году, получила настолько большую ценность, что заслужила публикацию не только в журнале, но и в отдельном издании.

Буквально с первых же слов позиция Зонтаг по отношению к клише и стереотипам становится очевидной.

 

Большинство наших клише касаются возраста. Считается, что для каждого отрезка жизненного пути существуют соответствующие занятия. В общем-то, возрастные стереотипы так же деспотичны, как и гендерные. Мне кажется, что полярные понятия молодой/старый и мужчина/женщина — это, вероятно, самые главные стереотипы, которые мешают людям жить свободно. Ценности, которые ассоциируются у нас с юностью и маскулинностью, считаются человеческой нормой, а всё остальное — в лучшем случае, менее достойным или не достаточно хорошим. Старые люди ощущают на себе это ужасающее чувство посредственности. Им стыдно быть старыми.

Одна из самых пронзительных мыслей была высказана Сьюзен во время обсуждения женоненавистничества. В частности, она вспоминает забавную историю, приключившуюся с ней и её сыном Дэвидом Риффом:

 

Что касается гендерных стереотипов… Прошлой ночью я и Дэвид оказались в одной ситуации. Мы были в Винсенневском университете, куда меня пригласили принять участие в семинаре. После мероприятия я с сыном и еще четыре человека решили попить где-нибудь кофе. Так уж вышло, что эти четыре человека оказались женщинами. Мы сели за столик, и одна из них обратилась к Дэвиду: «Бедный мальчик, придётся тебе сидеть в обществе пяти женщин!» Все посмеялись. После чего я сказала всем женщинам, каждая из которых, кстати сказать, преподавала в Винсенне: «Что же вы говорите? Неужели вы действительно такого невысокого мнения о себе?» Я имею в виду, представьте себе ситуацию, в которой одна женщина оказывается за столом с пятью мужчинами и один из них говорит: «Бедняжка, вынуждена сидеть с пятью мужчинами». Она ведь посчитает это за честь… Не забывайте при этом, что все женщины за столом были образованными, они, вероятно, считают себя феминистками, и, тем не менее, то, что они пытались выразить оказалось чем-то неосознанным.

Susan Sontag by Annie Leibovitz

Фото: Annie Leibovitz

После она возвращается к возрастному стереотипу, проводя параллель с предыдущей темой:

 

С чем-то похожим можно столкнуться в ситуации, когда молодой человек — мужчина или женщина — оказывается в компании зрелых людей, один из которых может сказать: «Не повезло же тебе оказаться среди пяти стариков, тебе должно быть скучно!» И если с женщинами всё более-менее понятно, то по отношению к старости люди молчат о том, насколько она их ужасает, смущает и унижает.

Portrait of American author and critic Susan Sontag by Edward Hausner/New York Times Co./Getty Images)

Фото: Edward Hausner/New York Times Co./Getty Images

Ещё одна опасная полярность, на которую указывает Сьюзен, это интуиция/интеллект. Зонтаг известна всему миру, как одна из самых выдающихся интеллектуалок современности, и, как оказалось, она нетерпима к подобным обобщениям:

 

Большая часть из того, чем я занимаюсь, связана как с интуицией, так и с разумом. Способ мышления, который вносит различие между мыслью и чувством, это попросту одна из форм демагогии, создающих вокруг себя множество проблем. Она делает людей подозрительными к вещам, которые не должны вызывать недоверия. Эти стереотипы — разум/чувство, сердце/голова, мужчина/женщина — появились в те времена, когда люди были убеждены в том, что жизнь, весь мир следуют в определённом направлении, то есть к технократии, рационализации, научности, но все они появились как средство защиты от романтических ценностей.

Susan Sontag by Jean-Regis Rouston/Roger Viollet/Getty Images

Фото: Jean-Regis Rouston/Roger Viollet/Getty Images

Затем Зонтаг вновь обращается к стереотипу мужчина/женщина. Её мысли вторят работам Ханны Арендт, которую она считала первой женщиной политиком и философом:

 

Если я решу поиграть в шахматы, не думаю, что я буду играть как-то по-другому, только потому, что я женщина. Очевидно, что эта игра больше ориентирована на правила, но даже если я поэтесса, писательница или художница, я буду вынуждена столкнуться со всякого рода традициями, которые закрепились за мной, или с моим опытом, который частично связан с тем фактом, что я женщина. Однако для большинства именно это почему-то является определяющим фактором. Мне кажется, это очень угнетает, когда тебя просят соответствовать стереотипам. Это всё равно, что просить чернокожего автора писать о самосознании чернокожего, или писать только о принадлежности к чернокожим или отражать культуру восприятия мира чернокожих. Я не хочу, чтобы меня изолировали, «помещали в гетто», так же, как этого не хотят и чернокожие писатели.

Susan Sontag by Henri Cartier-Bresson

Фото: Henri Cartier-Bresson

Помните, интервью записывалось в 1978 году, в то время, когда активная деятельность второй волны феминизма уже приносила какие-то результаты. В частности, к тому времени был принят закон о равной оплате труда, а журнал Ms. занимался изменениями в гендерной политике. Джонатан Котт делает на этом акцент, подмечая, что ответы Зонтаг наводят на мысль о том, что движение феминисток уже победило дискриминацию.

 

Мне кажется, что женщинам полезно вовлекаться в традиционные структуры и предприятия, демонстрировать свою компетентность в том, что они могут быть лётчицами, управлять работой в банках или командовать армией, или заниматься многими другими делами, которые не кажутся мне привлекательными. Однако очень хорошо, что женщины выдвигают свои требования в этой сфере занятости. Попытка установить обособленную культуру — это не способ добиться власти, а я считаю, что женщины должны её добиваться. Как я уже говорила, я не думаю, что эмансипация женщин пытается добиться равных прав. Это попытка добиться равной власти, и то, каким именно способом они будут её добиваться до тех пор, пока не окажутся в структурах, которые уже существуют.

[...]

Я считаю, что женщины должны гордиться другими женщинами, которые преуспевают в чём-то, и идентифицировать себя с ними. Не критиковать их за то, что они не проявляют женские стороны своего характера или женскую проникновенность. Моя идея заключается в том, что разобщённости не должно существовать. Я феминистка-антисегрегатор. И это не потому, что я считаю, что наша битва закончилась. Я считаю, что это нормально, когда женщины объединяются, чтобы делать какие-то вещи вместе, но я не верю в то, что цель нашей борьбы — это создание или отстаивание каких-то женских ценностей. На мой взгляд, цель — получить половину пирога. Я не стану устанавливать или разрушать принципы женской культуры или женского характера. Вообще, мне кажется, что было бы здорово, если бы мужчины обладали какими-то женскими качествами, а женщины — мужскими. На мой взгляд, мир в таком случае стал бы более привлекательным место.

Обсуждение